Сюрикэн дзюцу и краткая история искусства (продолжение)


1. Физический уровень.

Когда вы только что закончили превосходный бросок, при котором не только лезвие точно попало в цель, но и ваше движение было легким и естественным, возникающее при этом чувство не поддается описанию. Однако показателем вашей точности является среднее число попаданий. Будучи новичком, Вы можете выполнять 1 совершенный бросок из 100 неудачных, однако через какое-то время, этот показатель постепенно растет. О вашей точности следует судить скорее не по вашему лучшему броску, а по среднему количеству попаданий из всех ваших бросков. Идея состоит в том, чтобы поднять среднее число точных попаданий при бросках, так, чтобы Вы достигли 100 %. Это конечно теоретически возможно, но фактически нереально, из-за присутствия многих факторов. Однако наша цель должна состоять в том, чтобы увеличить это среднее число.

 

 

Мы должны помнить, что мастерство в додзе, не то же самое что и мастерство в реальном мире. Додзе это управляемая окружающая среда для обучения, и поэтому наше выполнение техники определяется этой средой. Реальный мир не имеет такой управляемой атмосферы, таким образом, делая все ситуации уникальными, постоянно меняющимися и потенциально опасными. Наше выполнение техники в реальной ситуации представляет собой только долю от того, как она выполняется в додзе. По этой причине, мы не можем судить об уровне нашего мастерства по тому, как хорошо мы, возможно, однажды выполнили технику. Из-за давления ситуации, в реальной жизни мы можем оказаться неспособными воспроизвести тот исключительный момент, когда мы выполнили технику мастерски в додзе, и таким образом, когда придет время, вероятнее всего, мы исполним ее плохо. Если мы измеряем наше мастерство процентным соотношением точных бросков от количества выполненных, то мы получаем намного более разумную оценку нашего мастерства в реальном мире. И, сосредотачиваясь в большей степени на подъеме процента точных и мастерских бросков в додзе, чем на улучшении точности отдельного броска, мы можем улучшать потенциальное эффективное исполнение техники в реальной ситуации. Очевидно, что это требует долгого времени постоянных тренировок. Таким образом, для развития точности броска, на физическом уровне требуется большое количество регулярных тренировок, и наше внимание должно быть направлено просто на увеличение процентного соотношения ...

 

2. Уровень сознания.
Один из интригующих аспектов сюрикен-дзютсу заключается в желании бросить лезвие как можно точнее, и все же лучший способ сделать это состоит в том, чтобы не иметь никакого желания добиться хорошего попадания, таким образом, вы должны делать бросок фактически без желания сделать его точным, а просто сосредоточиться на правильном использовании принципов его выполнения. Этот парадокс отражает дзенский взгляд на жизнь, действовать без желания, делать что-то, чтобы это сделать. К тому времени, когда мы уже развили и отшлифовали наши движения настолько, что это приносит эффект, состояние нашего сознания начинает влиять на физические действия нашего тела. При выполнении простых действий, которые требуют небольшого навыка, наше тело двигается уверенно и надежно. Но когда мы ставим тело в сложную ситуацию, типа выполнения красивых и сложных движений с высокой степенью точности и надежности в условиях стресса, наше тело часто имеет тенденцию действовать менее надежно и умело. Одна из причин этого заключается в том, что наше тело не имело достаточной физической подготовки в этом виде деятельности, и это то, что может быть исправлено техническим совершенствованием при обучении на физическом уровне.

 

Другим фактором, создающим помеху для наших физических действий, является наше "умственное состояние". Можно много теоретизировать о взаимосвязи тела и сознания, но это приносит мало пользы в повседневной жизни. И когда учения различных боевых искусств затрагивает эту тему, слишком часто это выглядит как религиозная догма, и поэтому по большей части просто игнорируется. Если мы сможем сделать прыжок из веры в принятие того, что тело и сознание действительно связаны и могут и влиять друг на друга, то мы можем приступить к изучению того, что эти учения могут нам предложить, и возможно получить некоторую выгоду, которую они подразумевают подарить ученику. Когда мы требуем от нашего тела выполнения красивых и сложных движений, также как и сопротивления стрессу, отвлекающим моментам и внешним условиям, на нашу способность делать это очень сильно влияет наше умственное состояние. Также, как химия нашего тела регулируется гормонами, так также и наши движения регулируются состоянием нашего сознания. В сознании существует множество спусковых механизмов, которые позволяют нашему телу действовать с высоким уровнем эффективности, и хотя методы, которыми они работают, не могут быть полностью поняты, они, однако успешно используются теми, кто применяют эти принципы в своем обучении.

Почти все эти философски учения, как я думаю, предназначены для того, чтобы улучшить использование бедер в движениях тела. Большинство изучающих боевые искусства знают, что центр нашей силы и движений находится в бедрах, так как бедра управляют стабильностью ног, которые в свою очередь обеспечивают поддержку непосредственно бедер и верхней части тела, являясь так же средством управления ее движениями. Бедра также служат центром веса и массы тела, и поэтому называются центром тяжести. Чем ближе центр тяжести к земле, тем человек более устойчив и стабилен, а со стабильностью прибывает скорость и сила. С физической точки зрения, иметь более низкий центр тяжести это большое преимущество. Философские учения различных боевых искусств предлагают методы тренировки направленные на перенос внимания с верхней части тела на работу бедер. Медитация и брюшное дыхание заставляют ум сфокусироваться на центре тяжести тела. Сосредоточенное в "хара", или "тандэне", дыхание становится брюшным, то есть нижним, вместо грудного, или верхнего. Много внимания также уделяется упокоению мыслей и желаний, которые имеют тенденцию повышать сердечный ритм, таким образом, перенося чувство центра в грудь. Как только бедра начинают рассматриваться как главный фактор в улучшении движений тела, возникает необходимость научиться управлять этой заново открытой возможностью, и тайна, кажется, здесь заключается в способности расслаблять тело. Неподвижность и жесткость рассматриваются как являющиеся вредными для естественного физического движения, поскольку неподвижность обычно означает сокращение мышц и сильно ограничивает гибкость и способность двигаться быстро. Расслабленное тело способно быстро изменить направление движения и гибко реагировать на изменения в ситуации, но, кроме того, это такое физическое состояние, в котором можно лучше чувствовать реакцию собственного тела. Если Вы расслаблены, гораздо легче слушать, что происходит с телом, следовательно, вы находитесь в лучшем положении, чтобы сделать необходимые изменения, которые являются теперь более легкими, так как расслабленное тело более послушно. Основываясь на законах, которые управляют деятельностью сознания, мы способны тонко управлять деятельностью тела. После длительного времени использования этой умственная тактики для того, чтобы обманывать наше тело в том, что, как мы верим, лучше для выполнения техники, тело начинает реагировать на этот новый метод управления, и физическая результативность увеличивается. Как только мы видим это увеличение физической результативности, мы начинаем понимать выгоды от таких состояний, как расслабленность, успокоение мыслей и чувств, абдоминальное дыхание и сосредоточение внимания на центре, и воспринимать их как ценные состояния сознания, которые необходимо нарабатывать. Культивирование этих состояний сознания в течение длительного времени начинает влиять на нас на более глубоком психологическом уровне. Так как тело и сознание очень приспосабливаемые организмы, это влияние сказывается на психологии человека, и может привести к большим изменениям в личности. В долгосрочной перспективе, изучение традиционных боевых искусств может принести ученику большую выгоду.

 

Сюрикен-дзютсу это совершенное средство для изучения подобных умственных процессов. Поскольку основное движение броска очень простое и легко усваивается телом, способность достичь высокого уровня точности зависит во многом от обработки этого движения, и влияние состояния ума на физическое тело легко прослеживается в этом действии. Если ваше сознание неустойчиво, отвлечено или не сосредоточено, последствия этого могут немедленно быть замечены в результатах вашего броска. Для того, чтобы быть способным бросать лезвия уверенно и точно, нужно не только обладать техническим мастерством, но и быть способным расслабляться, опускать дыхание из груди в живот, освобождать сознание от мыслей и желаний, сосредотачивая внимание на центре, и развивать единства между собственным сознанием и окружающей средой. Таким образом, изучение сюрикен-дзютсу может принести большую пользу не только в физическом, но также и в интеллектуальном и духовном развитии.

 

Путь сюрикена.

В главе посвященной Негиси Рю в своей книге "Меч и Дух", Майк и Диана Скосс упоминают учение, называемое "сичи", или "Четыре знания", которое предоставляет возможность правильно понять: a) ситуацию, b)намерения других людей, c) принципы искусства, и d) "Путь" непосредственно. К сожалению, мне не пришлось познакомиться с этим учением, но я получил наставления кое в чем, что звучит очень похоже, так что именно это я и хочу здесь представить. Это не объяснялось мне как являющееся 4 типами знания, а скорее как руководство в том, как перейти от изучения основных принципов внутри додзе к их практическому применению и пониманию в реальном мире, что-то вроде перехода от "тренировки" к "практике". 1. Обучение.
Когда обучение все еще находится в стадии изучения техники, это, как считают, "сюрикен-дзютсу", или искусство метания сюрикенов. Когда обучение переходит в стадию выполнения техники, это становится "до", или путь сюрикена. "Дзютсу" практикуется в додзе, "до" осуществляется в реальном мире. Это означает, что в додзе мы изучаем и практикуем техники и принципы, которые мы намереваемся применить позже, на такой стадии, когда наши навыки уже будут достаточно развиты. Наше сознание определяется, управляется и защищается правилами и атмосферой самого додзе, поскольку оно является центром обучения. Когда мы оставляем додзе и приступаем к нашим обычным делам, мы поворачиваемся лицом к реальному миру, то есть возвращаемся к действительности, и сталкиваемся с правилами этой действительности. В реальном мире нам нужны все наши навыки выживания, и таким образом все, что мы узнали в процессе обучения, теперь начинают использоваться. Когда мы применяем наш навыки и знания во внешнем мире, тогда техники становятся путями. Это справедливо и в отношении сюрикен-дзютсу, когда мы используем его в нашей повседневной жизни, оно становится "до".

 

С точки зрения Будо, или "пути воина", действительность делится на две части, военное время и мирное время. Это все, что заботит человека следующего путем Будо. Военное время это не обязательно настоящая война, а скорее точка, в которой мирная ткань нашего персонального бытия становится угрожающей на столько, что требует использования боевых навыков, чтобы защитить ее. В мирного время, человек продолжает практиковаться в своем боевом искусстве, получая пользу от такого физического, умственного, и духовного обучения. Например, после тренировок в додзе, человек также продолжает ежедневно заниматься дома. Тренировка становится частью его распорядка дня, и в результате такая практика распространяет наш опыт на мир вне додзе. Таким образом, человек живет "путем сюрикена". В военное время, человек использует сюрикен-дзютсу для самообороны, и затем снова живет "путем".

 

В течение мирного времени, ежедневная тренировка в сюрикен-дзютсу является средством управления, как сознанием, так и телом. Сосредоточение и концентрация, также как физическое и умственное расслабление, необходимые для надлежащего броска лезвия (как упоминалось выше в "Философских соображениях"), воздействуют на сознание, которое в свою очередь воздействует на поведение человека в реальной жизни. Таким путем тренировка в сюрикен-дзютсу оказывает влияние на жизнь. Но для того, чтобы иметь такое влияние, тренировка должна быть правильной, и выполняться с такой же ответственностью, как и другие ежедневные действия. В военное время сюрикен-дзютсу используется как форма защиты мирного времени, техники, которые человек изучал, используются, чтобы достичь возвращения к состоянию мира. Чтобы достичь этого возвращения к миру, в действие вступают законы Войны и определяют процесс принятия решений, до тех пор, пока не будет достигнуто состояние мира, и в действие не вступят законы Мира. Глава 57 "Дао Де Дзин" говорит: "Используй закон, чтобы управлять государством, используй незаконные методы, чтобы вести войну". Мирное время имеет свои собственные законы, как и военное. В додзе мы изучаем законы войны, а именно, как вести бой с противником. Понимание этих различий между Военным временем и Мирным временем, и как применять к ним наше искусство сюрикен-дзютсу, является Путем Сюрикена.

 

2. Бой с противником.
В додзе человек изучает определенные техники и принципы, которые определяют использование сюрикена. На некотором этапе, необходимо изучить, как применять это знание в Военное время. Несмотря на то, что способность защищать себя при встрече с противником сильно возрастает при изучении боевых искусств, окончательный результат боя зависит исключительно от действий человека. Отработка техники может довести человека только до определенной ступени. В какой-то части сознания, должно быть принято и претворено в жизнь решение, позволяющее подготовить человека к бою с противником. Сюрикен-дзютсу в значительной степени преподается как часть "корю" или традиционной системы, которая включает множество искусств, таких как меч, дзе, техники без оружия и др. Сатоси Сайто Сэнсей принимает только тех учеников, которые изучали какое-нибудь другое боевое искусство. По всей видимости, причина этого заключается в том, что сюрикен-дзютсу является вспомогательным искусством, которое использует основные принципы и методы главной системы боевых искусств, чаще всего кендзютсу, и что можно взять принципы, касающиеся ведения боя с противником из этого искусства, и применять их в некоторой степени, в искусстве сюрикен-дзютсу. Поэтому, наставления по этой теме, которые я получил, были очень общими, и не касалась конкретного использования техник. Предполагалось, что я возьму принципы ведения боя из искусства, которое я изучал, и следуя данному набору основных руководящих принципов, буду применять их к использованию сюрикена, развивая свой собственный метод взаимоотношений с противником. В моем случае, основным искусством является Айкидо, и я развил свое понимание применения сюрикен-дзютсу на основании моего понимания боевых принципов Айкидо.

 

Основные руководящие принципы это:
1. Оценить уровень угрозы.
2. Решить какого результата нужно достичь и его последствия.
3. Решить, какие действия лучше всего предпринять для достижения нужного результата.

  1. 1.      Оценка уровня угрозы.

При оценке уровня угрозы нужно мгновенно уяснить 5 вещей в отношении противника.
1. Расстояние.
2. Угол.
3. Импульс.
4. Характер нападения.
5. Намерение.
Эти 5 вещей определяются через понимание основного искусства.

 

"Расстояние" определяется количеством шагов до противника. Если противник приближается, он сокращает расстояние, но также и сокращают время реагирования, и все более и более ограничивает выбор оборонительных действий и увеличивает уровень угрозы. "Угол" определяется положением между центром противника и вашим собственным, подтягивая между ними мысленную линию. Некоторые углы, типа нападений сзади, сложнее для защиты, чем, например, нападение сбоку. Различные техники разных боевых искусств будут иметь различные уровни угрозы, при разных углах нападения.

 

"Импульс" - это скорость приближения нападающего противника, но это также вес или физическое телосложение, что также учитывается. Если противник нападает быстро, но его телосложение слабое, уровень угрозы меньше, чем при подобном нападении противника с более крепким телосложением. "Характер нападения" определяется оружием, и на что оно нацелено. Для нападения могут использоваться различные типы оружия, и таким образом могут существовать разнообразные угрозы, связанные с каждым оружием. Собственное тело имеет места, которые являются более или менее защитимыми, чем другие, и более или менее уязвимыми к некоторым типам нападения, чем другие. Понимание жизненно-важных точек собственного тела столь же важно, как и понимание потенциальных повреждений, которые могут быть причинены различными видами оружия.

 

"Намерение противника при нападении". Даже притом, что противник может быть на близком расстоянии, под опасным углом, со значительным импульсом к особенно жизненно важной точке, уровень угрозы не обязательно может быть настолько большой, если противник не намерен нападать. И наоборот, если находящийся далеко противник демонстрирует свою неагрессивность, отворачиваясь от вас и не двигаясь, уровень угрозы может быть опасно высоким, если противник намерен причинить вам вред. Нужно быть способным заглянуть в душу противника и определить, собирается он нападать или нет, и если да, то с какой интенсивностью, и насколько он способен причинить вам вред. Эта способность является проявлением интуиции, появляющейся у человека после многих лет интенсивных тренировок, она не является чем-то, что можно изучать систематически. 2. Решение, какого результата нужно достичь и его последствия.

 

Все действия имеют последствия, и проявляющиеся сразу или через какое-то время. Многое из того, что приносит людям страдания, является следствием негативных действий, поэтому, чтобы смягчать эти страдания, нужно выбирать действия, которые не ведут к таким отрицательным последствиям. Человек должен внимательно наблюдать за событиями в окружающем его мире и развиваться понимание того, какие последствия приносит то или иное действие, тогда он будет способен лучше оценить последствия своих собственных действий. В этой точке, человек должен выбрать позицию, или принять решение на основании каких то этических или философских норм, что он готов сделать, и что он сделать не готов. Готов ли он убить или покалечить другого человека, чтобы защитить себя, или он решает, что должен сохранить ему жизнь любой ценой, независимо от того, какова ситуация? Здесь проверяется благородство, честь и ответственность человека, здесь проверяется его человеческая природа. В то же время человек является частью определенного общества или культуры, где есть писанные и неписаные правила, которые поощряют или запрещают какие-то действия, поведение и обращение за помощью к закону. В пределах этой культуры, существуют определенные нормы, которые каждый человек, как ожидается, должен соблюдать, и они могут быть фактором, ограничивающим принятие решения. Очень часто социальные нормы и культурное установки диктуют определенные типы действий, и могут вступать в конфликт индивидуальной этикой, но могут и оставлять возможности для каких-то действий. Можно действовать в рамках правил определяемых обществом, защищаясь в соответствии с требованиями ситуации, или быть вынужденным действовать против этих принципов. Как человек следует, нарушает или интерпретирует законы общества, определяет социальное положение человека в пределах общества.

 

Таким образом, решая как вести себя в угрожающей ситуации, человек должен учесть эти факторы. 3. Решение, какие действия лучше всего предпринять для достижения нужного результата.

 

Это является логическим решением, основанным на оценке уровня угрозы, результата, которого вы желаете достичь, и технического знания боевого искусства. Все, что требуется, после того как выбор соответствующих действий был сделан, это постараться выполнить их наилучшим образом, и быть готовым принять на себя ответственность за последствия.

Моя коллекция сюрикенов.

Я получил очень много вопросов относительно моих собственных сюрикенов: какие я использую, как они выглядят, как они были сделаны, и как можно сделать их своими силами, так что я представляю здесь те, с которыми я сейчас тренируюсь, и немного информации о них…

 

Хира сюрикены, или сякены. Это были мои первые сюрикены подаренные в 1982 году моим старым другом "Скривом", который был большим поклонником оружия. Он сделал их сам в слесарной мастерской в колледже, в соответствии с подлинными размерам. Они представляют собой диски в виде 4-лучевой звезды, вырезанные из стального листа толщиной 3 мм. В нем вначале были просверлены круглые отверстия диаметром с 13 мм, затем вырезаны треугольной формы лучи и заточены по краю. Более светлый ведет себя в полете действительно хорошо, и я пользуюсь им чаще, чем другими, так что он более изношен.

 

Бо сюрикены Негиси Рю. Их мне дал сэнсей Мик Марли, один из моих преподавателей по Айкидо в течение многих лет, и сам практикующий сюрикен-дзютсу. Они были профессионально сделаны на токарном станке в слесарной мастерской, в соответствии с точными размерами сюрикенов Негиси Рю из набора подаренного ему главой школы нашего стиля Айкидо, Морихиро Сайто Сэнсеем. Сайто Сэнсей был экспертом в Негиси Рю, продолжал тренироваться до последних лет жизни, и считался всеми признанным мастером этого искусства.

Бо сюрикены Сираи Рю. Их я сделал сам несколько лет назад, по образцу бо сюрикена данного мне в 1990 году Рюо-кун, японцем, который работал вместе со мной в моей в одной компании. Сюрикен представляет собой стальной прут толщиной 6 мм и 16 см длиной, утолщенный к острию и закругленный с торца. Я пробовал закалить острие, но это получилось не очень хорошо, я думаю, что нужна была намного более высокая температура чем та, которую я использовал. В настоящее время я изучаю методы закалки стали с помощью высокотемпературных методов.

 

 

Бо сюрикен Икки Рю. Он представляет собой бо сюрикен с обоесторонней заточкой, изобретенный Сираками Иккю-кен, автором книги о сюрикен-дзютсу упомянутой в этой статье. Он имеет длину 20 см, и является обрезком от 8 дюймового стального костыля, которым рельсы крепятся к шпалам, и которые несколько лет назад мне дал мой друг Скрив. Где он взял эти костыли, я не знаю, но металл очень твердый и тяжелый, и очень трудный в обработке. У меня есть 6 таких костылей в различных стадиях завершения. Этот завершен наиболее полно, но я чувствую, что он еще требует доработки, он слишком тяжелый и большой, как впрочем и почти все, что я бросаю ...

 

Cовременный сякен из Японии. Это пример сякена, доступного сегодня в Японии. Очень хороший, гладкий, с символом дракона, рельефно выступающим на одной стороне. Его дал мне Сичиро Негиси Сан в большей степени как символический подарок, чем как таковой для использования. Я не уверен, что его форма и размеры соответствуют традиционным сякенам, но он, тем не менее, очень симпатичен.