Сокё Будзинкана


Тосицугу Такамацу

Тосицугу Такамацу

Тосицугу Такамацу, Моко-но Тора – «Монгольский тигр», 33 патриарх Тогакурэ-рю ниндзюцу, учитель Масааки Хацуми, родился 1 марта 1888 года в г. Кобэ. Первым его учителем был дедушка Синрюкэн Масамицу Тода (32 патриарх Тогакурэ-рю). От него он получил знания Тогакурэ-рю, Кото-рю, Гёкусин-рю и Синдэн Фудо-рю. Такамацу рос жестким подростком, с твердым характером. Есть газетная статья в которой говорится о том, что 14-летний подросток разогнал шайку напавших на него подростков, причем там все были старше его по возрасту. Следующим его учителем стал Такакагэ Мацутаро Иситани из семьи тюнинов Хаттори-рю ниндзюцу, 26 патриарх школы Кукисиндэн-рю Хаппо Бикэн.  Вскоре он получает звание 27 патриарха в линии сокё Кукисиндэн-рю.

От Иситани Такамацу получил также знания  в  Кумогакурэ-рю и Гикан-рю. Знания школы Такаги Йосин-рю, преподаваемой в Будзинкан, Тосицугу Такамацу получил от Мидзута Тадафудза, мастера Хонтай Такаги Йосин-рю. Из-за травмы Такамацу был признан не годным к военной службе и он отправляется в Китай где провел 10 лет своей жизни, где ему приходилось защищать свою жизнь при помощи полученых знаний. После возвращения домой он изучает  Тэндай миккё, что позволяет ему познать мир духовных сил во всей его полноте. От своих друзей он получает прозвище «Моко-но тора», что в переводе означает «Монгольский тигр». В городе Нара он открывает свой зал. Такамацу имел много учеников, причем некоторые из них также получили от него звание «сокё» и «мэнкё кайдэн» в тех или иных искусствах, которые он преподавал.

2 апреля 1972 года Тосицугу Такамацу ушел из жизни, оставив после себя ученика-наследника.

Из эссе сенсея  Тосицугу Такамацу 33-й сокэ Тогакурэ рю ниндзюцу 
(Стр. 3-5, "Ниндзюцу, история и традиции" Д-р Масааки Хацуми)
Сущность всех боевых искусств и военных стратегий, самозащита и предвидения опасности. Ниндзюцу это концепция самозащиты через тренировки, искусство ниндзя защищает не только физическое тело, но и ум, дух. Путь ниндзя это путь терпеливости, выживания и доминирования над опасностью.Это больше и глубже чем простое нанесение ударов, и победа над противником; ниндзюцу это способ достижения того, чтоб сделать мир лучше. Мастерство ниндзя это искусство побеждать.


В начале изучения любого боевого искусства, мотивация имеет решающее значение. Без должного настроя, неправильное изучение боевых приемов может привести к гибели, а не самосовершенствованию. Но этот факт не останавливает тех кто переходит в крайность. Медицинская наука посвящена улучшению здоровья и облегчение страданий, но злоупотребления наркотиками и физическими нагрузками может привести к тому, что здоровье уже не контролируется. Правильная и сбалансированная диета имеет жизненно важное значение для здоровья, но грубое переедание, чрезмерное питьё, принятие химических веществ, есть верный способ отравить тело. Правительство призвано следить за взаимодействием всех частей общества, но когда правители становятся жадными, жаждут власти и им не достает мудрости - страна подвергается ненужным войнам, беспорядкам или гражданскими и экономическими хаосами. Религия, когда она основана на вере развитой через опыт, развивает ум и неустанное достижения всеобщего взаимопонимания , является вдохновением и улучшения жизненных условий людей. Как только религия теряет свой первоначальный смысл, она превращается в смертельную вещь, с которой легко обмануть, контролировать и поработить людей посредством манипуляций их убеждениями и страхами. То же самое и с боевыми искусствами. Навыки самозащиты призваны обеспечить ощущение внутреннего мира и безопасности, сохраняя баланс личности и оставаться спокойным в конфликтных ситуациях. 
Если эксперт по боевым искусствам искренне следует суть ниндзюцу, лишенный влияния эго, ученик постепенно приходит к пониманию конечного секрета как стать непобедимым - достигнуть «ума и видения бога». Воин, который хочет победить, должен быть в гармонии мирозданием и должны руководствоваться интуитивным опытом полученным в жизни. Быть в гармонии с провидением, подчиняясь законам природы, следуя зову чистого сердца, полного веры в неизбежное, ниндзя отражает понимание того, что поможет ему в бою, когда он должен победить и скрыться сам от непонимания и вражды, и оставаться в согласии с собой. Открыв свой разум ниндзя может следовать естественности, изменяя то, что должно быть изменено, так, что не будет существовать неожиданностей.
Тосицугу Такамацу

33-й сокэ Тогакурэ рю Ниндзюцу

 

Масааки Хацуми

 

Масааки Хацуми родился 2 декабря 1931 года в городе Нода префектуры Тиба. Своё занятие единоборствами начал с дзюдо в 13 лет. После школы поступает в университет Мэйдзи на факультет искусствоведения. Парралельно он изучает мидицину как западную так и восточную. Получив медицинское образование он к 27 годам возглавляет частную практику специализирующуюся на  заболеваниях опрно-двигательного аппарата. К 1958 году Хацуми становится обладателем черного пояса 6 степени (6 дан) в каратэ Сито-рю, черного пояса 4 степени (4 дан) в дзюдо, 1 и 2 дана в нескольких видах кобу-дзюцу (старинных искусств владения оружием). Однако он все больше искал такой вид борьбы, который позволял бы выйти победителем из любой схватки. Неудовлетворенность от занятий была из-за того, что Хацуми видел насколько быстро овладевают американские солдаты из находившихся в ту пору в Японии оккупационных войск приемами дзюдо. Внушительное телосложение и естественные атлетические задатки позволяли им осваивать в течение месяцев осваивать то, на что у японцев уходили годы.

Одним из учителей Хацуми был Уэно Ки Тёсуй, он  и посоветовал обратиться к своему учителю Тосицугу Такамацу. Вот что пишет Хацуми о первой своей встрече с Такамацу:

«...Когда я впервые встретился с Такамацу-сэнсэем, возникшее во мне впечатление не было знаком силы, ни чувством слабости, и вообще не было связано с боевым искусством. Это было ощущение, которое единственно можно описать как испуг или обескураженность. Что-то похожее на чувство, возникающее при слушании молитвенного пения синтоистского священника, который стоит перед храмом и повторяет: "Касикоми касикоми мо-о сан" (" О страшный: о страшный: проклинаю тебя"). "Страшный" - точное и единственное слово, подходящее в данном случае. Вообще было какое-то ненормальное впечатление. Я остановился как вкопанный, как-будто меня что-то схватило или накрыло с головой. Возможно я даже вытаращил на него глаза. В моем сознании возникла единственная мысль: "Мастера боевых искусств вроде этого человека все еще существуют в мире!". ...

...За свою жизнь я встречался с многими учителями боевых искусств, но встреча с таким воином, как Такамацу, была действительно единственной и неповторимой. Хотя сам ясно видел, кто стоит передо мною, знаю, из чего он создан, но казалось, что мастер живет в каком-то другом измерении. Это мое ощущение наиболее четко передается словами "страшно" "ужасно" и "жутко". Ничего похожего я не испытывал при встрече с любым другим учителем боевого искусства...»

 

Начало занятий у Такамацу ознаменовало какбы перерождение Хацуми, и он от своего учтеля получает боевой псевдоним Бякурю (Белый Дракон). Хацуми учился у Такамацу до самой его смерти в 1972 оду. Вот что он пишет о своих тренировках:

«Мастер учил меня от самой первой нашей встречи, до своей кончины. Эти тренировки были невероятными... невероятными... невероятными...
....Например, одним холодным вечером распорядился идти за ним и нести меч. В какое-то мгновение вытащил меч из ножен и побрызгал на острие длинного клинка сакэ изо рта. А был очень холодный вечер. Была действительно жестокая зимняя ночь, только месяц освещал крышу храма Касивабара. Мы молча ходили друг перед другом, когда он неожиданно сказал: "Сейчас нападу на тебя с этим мечом". Схватил меч, поднял его замахиваясь и спросил: "Ты готов?"
Я ответил, что готов.
Меч обрушился прямо на меня и я его схватил. Другого выхода не было. Если бы заколебался, был бы ранен. Это был единственно возможный выбор - без колебаний схватить меч...
...Руки нисколько не были порезаны. Думаю это связано с тем, что Такамацу-сэнсэй очень умело нанес удар. Да и потому что мне было приказано схватить меч, я его схватил. Это было единственное действие, которое подсказало сознание. Стояла холодная зимняя ночь, и когда я своими замерзшими руками схватил меч, клинок его издал какой-то звук.
Меч несложно было перехватить. Более трудно приходилось с копьем, фукуро яри (копье с коротким лезвием). Да, это были добрые старые времена, когда Такамацу-сэнсэй приказывал перехватывать копье, которым он атаковал меня. И я хватал оружие. Через все эти тренировки необходимо пройти...»

За 3 года до смерти, Тосицугу Такамацу передал Масааки Хацуми титул "Сокё" - «Верховного наставника» или «Великого мастера» почти во всех стилях, в которых он сам являлся носителем традиции. Это произошло в 1968 г.

С тех пор Хацуми Масааки является: 
34 Соке Тогакурэ-рю нинпо
28 Соке Гёкко-рю Коси-дзюцу
28 Соке Кукисиндэн-рю хаппо-хикэн-дзюцу
26 Соке Синдэн-Фудо-рю дакэнтай-дзюцу
19 Соке Кото-рю коппо-дзюцу
18 Соке Гикан-рю коппо-дзюцу
17 Соке Такаги Йосин-рю дзютай-дзюцу
14 Соке Кумогакурэ-рю нинпо
21 Соке Гёкусин-рю нинпо

В этот период у него появляются и первые ученики.

После смерти учителя в 1972 году Масааки Хацуми стал склонятся к мысли, что настало время познакомить с искусством ниндзюцу всех желающих. Одновременно с этим ему хотелось как-то увековечить имя своего учителя, почтить его память. И он создает свой собственный стиль, основанный на учении девяти традиционных рюха будзюцу и ниндзюцу, назвав его «Будзинкан» - «Дворец Божественного Воина» - в честь своего учителя, «Божественного Воина» Тосицугу Такамацу.



  Официальной датой рождения Будзинкан додзё является 2 апреля 1973 года – первая годовщина смерти Тосицугу Такамацу.  С тех пор жизнь Масааки Хацуми неразрывно связана с Будзинкан – выпуск книг, проведение тренировок и семинаров, сьемка учебных фильмов. Вначале он преподавал только в Японии, затем, начиная с 1982 года, в США. А с 1986 года начинают проводится регулярные семинары Тайкай (букв. «большой съезд») по всему миру. Масааки Хацуми все также живет в Нода со своей женой Марико, двумя собаками и кошкой. Детей у сокё нет, но он считает ими всех тех, кого сумел повести за собой по Пути воина. Он много общается с людьми, собирает рукописи по боевым искусствам и старинное оружие, пишет картины и каллиграфии...

 

При написании статьи использовались материалы с сайта ninpo.org.ua